?

Log in

No account? Create an account
Топос как Memory Game - Фестиваль авторской песни "Топос" (СПб) [entries|archive|friends|userinfo]
Фестиваль авторской песни "Топос" (СПб)

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Топос как Memory Game [Dec. 12th, 2008|12:55 am]
Фестиваль авторской песни "Топос" (СПб)

topos_spb

[kogan]
Дима Коломенский предлагает назвать своих лауреатов, дипломантов, спецпризеров итп. Не чувствую в себе квалификации поучаствовать в такой игре – черт его знает, кому чего надо дать, чтоб было хорошо… А вот есть зато другая игра – вспомнить то, что вспомнится. И сейчас самое время – неделя почти прошла, записи пока не появились, так что эксперимент чистый. Правила простые – перечислить запомнившиеся песни (необязательно с фамилиями авторов). Просто сказать “Петров был крут” нельзя, надо дать хоть минимальную рецензию – что ж мы от этого Петрова услыхали.

Сразу скажу – я не считаю это универсальным критерием качества. Во многие песни Щербакова, без которых я уже и представить себя не могу, я “въехал” только с 4-го или 6-го раза. Так и тут: будут записи – обязательно послушаю всех. А пока … (все цитаты – по памяти, так что возможны неточности).

Маша Кочеткова. Первая – про воду (в разном агрегатном состоянии :-). Очень чистая картинка из детского кино 70-х (типа “Снегурочки”). Помните, с обратной съемкой, когда снег взлетает вверх и оседает на деревьях? Как-то так. Мелодия не запомнилась. Вторая – “Фемида”. Идеальная ритмика-мелодика покачивающихся весов с самой первой строчки “в левой руке груз [пауза – проход через точку равновесия] – в правой руке груз [перевес на другую сторону]”. Филигранное сочетание стеба, самоиронии и горечи (“вправо меня поведет – или влево, как всех прогрессивных женщин”). Мелодию напою без проблем.

Елена Максимова. 1. “Я странствующий философ”. “…а я объясняю ветру куда и зачем он дует”. 2. “Который день, который век”. “… кто наши промахи запомнил – он все равно бы нас не понял, не пожалел и не простил”. Обе мелодии могу напеть без напряга.

Сергей Стрельников (в финал не вышел, слышал на питерском туре). Абсолютно примитивные (зато нефальшивые) песни-настроения. На приезд лирической героини (“Когда приедет Белка”, все сразу станет здорово). Мелодию могу приблизительно-фрагментарно напеть. И “Весенние глупости” (близкая, вобщем-то, с чуть менее примитивной рифмовкой – весна, и голова идет кругом). Мелодию не помню. Обе вещи – песни, в том смысле, что уж точно не стихи. На грани акынских напевов, практичеcки. Но задача передачи настроения – решена. По мне, автор смотрелся очень неплохо на фоне множества песен, раздавленных “приматом текста”. Кто-то из жюри первого тура объяснил мне, что они у Сергея “слишком личные”, потому в финальный концерт не годятся. Хмм…

Дальше идут авторы одной запомненной песни.

Петр Термен. Помню, что первая была на Мандельштама. Ни мотива, ни стихотворения вспомнить не могу. Хоть уверен, что любой текст Мандельштама сильнее убогого евтушенкообразного Одена, на которого написана вторая песня (“Блюз беженцев”). Подозреваю также, что и мелодия второй песни примитивна с музыкальной точки зрения. Как из сочетания такого стиха и такой мелодии получается пронзительная и отлично запоминающаяся (более того, привязчивая) песня? Мистика, загадка, волшебство…

Маша Гескина. “Я не родилась под созвездием гончих”. Нравится, могу спеть, но слышал раньше, поэтому в мою игру не входит. О чем была вторая – не могу вспомнить даже приблизительно.

Ольга Мельникова. “Возвращение на Родину”. Самое точное попадание в настроение на весь концерт, очень визуальная вещь (дождь за окном маршрутки, вагон метро итп). Цитаты не осели, мелодию не запомнил.

Виктория Сумина, посвящение Бродскому. “Я пишу тебе в твой 20й” – все время спотыкался, что это про век, а не про год. Тут поколенческий барьер, не иначе. Текст компактен (особенно по сравнению с безразмерной – это все, что запомнилось - первой). Местами компактен прямо как поэзия: “на короткий, но все-таки миг” – очень хорошо. Мелодия – почти не запомнилаcь.

Александр Лобановский, “Ангелы”. Крылья под свитером, точный прогноз погоды, плавное такое взаимопроникновение миров. Очень кинематографичная вещь. Мелодия не отложилась.

Владимир Быков, “Чукотская”. Тоже визуальная. Чум, гитара, собака, обучение аккордам, спокойный уют. Мелодию помню, но несколько смутно.

Сева Колюбакин. Запомнилась одна из песен, тем, что все время думал, из какого же Щербакова взята музыка. Вроде угадал - “века плывут, подобно китам”. Может, тут и надо 4-5 прослушиваний, не знаю. Но первые две итерации (на питерском туре и в финале) вызвали острое желание премировать автора березовым веником. Потому что я точно знаю, что он может: те песни, которые Севыч привозил в Москву на ЦАПовскую мастерскую пару лет назад, помню до сих пор. Может, это нынче у него круг такой, наращивание мышц, а потом они в дело пойдут. Или у нас “эстетические программы” (вот сказал-то) разошлись. В любом случае, мне этот автор интересен.

И напоследок повторю, что память - штука сложная, и осталось желание послушать почти все. Сейчас вот всплыла песенка про какой-то полет в крымское лето (Григорий Войнер?), может еще что-то есть не "моментального действия"...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tanyka
2008-12-12 11:27 am (UTC)

Цитата:

“вправо меня повело – нет бы влево, как умных, талантливых женщин” :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kogan
2008-12-12 09:48 pm (UTC)

Re: Угу

по памяти, как я и предупреждал. Еще одна иллюстрация, что память - не универсальный критерий и уж точно не магнитофон.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vseved
2008-12-15 11:30 am (UTC)
У меня эксперимент не настолько чист: накануне делал нарезку финального концерта. Но все-таки.
Хит-парад запоминаемости:
1. Елена Максимова. "Я - странствующий философ".
2. Она же. "Мой новый день, мой новый век".
3. Маша Кочеткова. "Фемида"
4. Михаил Поляков. "Ходжа"
5. Юрий Елифтерьев. "Песня прямоходящего".
6. Мария Гескина. "Пусть я не родилась под созвездием Гончих"
7. Ольга Мельникова. "Возвращение..."
8. Владимир Быков. "Чукотская"
9. Александр Суханов. "Океан"
10. Полина Старухина. "Снег"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lakm
2008-12-16 10:23 am (UTC)
ещё с первого тура:
1. песня про Ходжу Насреддина (добываем аккорды, она "хитовая", её с подростками здорово петь),
2. очень понравилась - и в первом туре, но в финале спела хуже, девушка с песнями про "маки в моей голове, /.../ здесь что-то не так" и "Я пришла забрать свой камень из твоего огорода". Отдалённо напомнило "Мельницу". Неожиданные мелодические ходы, небанальные образы.
3. Также в финале спела гораздо хуже, а на первом туре тронуло - песня "Скорый поезд - вечный поиск" девушки с ногами :) Закручивает, завораживает; хотя некоторые образы клишированы, ИМХО.
4. "Ангелы в свитерах" - в финале гораздо лучше. Удивились безмерно, что не этому автору достался приз зрительских симпатий, ибо в процессе концерта именно на эту песню была самая живая реация - хлопали, даже когда он сошёл со сцены. Голос красивый, низкий. Подача интересная. Сидит чувак, сейшенит... %)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: vseved
2008-12-16 02:12 pm (UTC)
3. "Поезд, как кардиограмма, стучит вперед" - это атас, конечно... У меня воображение очень богатое. Представил я себе эту "гармошку"...
Да и не очень по-русски написано, если честно.
И еще. Когда "Девушка с ногами" томно выдает: "Было дело молодое" - тоже не по себе как-то...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lakm
2008-12-17 09:04 am (UTC)
согласна про время молодое, но, может, она просто отлично выглядит, а родилась лет 50 назад :)?
также тема "Питер встретился с Москвой" заезжена до невозможности, однако, так как у нас текста на руках не было, общее впечатление осталось приятное, как от манеры петь, так и от "послевкусия" песни...

ОФФ ТОП: в анкете писали - и до сих пор актуально следующее: есть ли какая-то возможность для участников узнать мнение жюри - конструктивную критику - впечатления и т.п.? не в письменной, так в устной форме. На ЛЕССе именно это приятно. Немаститые барды желают ориентацию в пространстве от старших-опытных товарищей и всё такое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vseved
2008-12-17 12:20 pm (UTC)
Дык, а мастерские на что? ;-)
В них работают (и уже не первый год), в том числе, и члены большого жюри - Женя Ланцберг, Николай Сбытов... Расскажут тебе все, что думают о твоих песнях - в лучшем виде.
В этом году работали четыре мастерские. От "мягкой" ("Зеркало") до "жесткой" (2К). Многие конкурсанты этим воспользовались. Даже из числа тех, кто не попал во второй тур.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lakm
2008-12-17 01:03 pm (UTC)
Аааа! Вот что такое "мастерские"! Жаль, по времени не попадали. А по какому принципу те или иные песни отбираются в концерт? И прочие вопросы к ОРКам? :)
Ладно, это уже совсем ОФФ. Идея ясна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vseved
2008-12-17 01:25 pm (UTC)
Принцип отбора песен, опять же, не является секретом. Мы стараемся сделать так, чтобы конкурсант звучал наиболее выигрышно. О чем частенько прямо в лоб ему (конкурсанту) и говорим.
Если выигрышнее с одной песней - значит автор идет в конкурсный концерт с одной песней. Если с двумя - ищем, чтобы они были разными по стилистике.
А что такое "прочие вопросы к ОРКам"? Если они есть - спрашивай.
(Reply) (Parent) (Thread)