Andrey Kogan (kogan) wrote in topos_spb,
Andrey Kogan
kogan
topos_spb

Category:

Топос как Memory Game

Дима Коломенский предлагает назвать своих лауреатов, дипломантов, спецпризеров итп. Не чувствую в себе квалификации поучаствовать в такой игре – черт его знает, кому чего надо дать, чтоб было хорошо… А вот есть зато другая игра – вспомнить то, что вспомнится. И сейчас самое время – неделя почти прошла, записи пока не появились, так что эксперимент чистый. Правила простые – перечислить запомнившиеся песни (необязательно с фамилиями авторов). Просто сказать “Петров был крут” нельзя, надо дать хоть минимальную рецензию – что ж мы от этого Петрова услыхали.

Сразу скажу – я не считаю это универсальным критерием качества. Во многие песни Щербакова, без которых я уже и представить себя не могу, я “въехал” только с 4-го или 6-го раза. Так и тут: будут записи – обязательно послушаю всех. А пока … (все цитаты – по памяти, так что возможны неточности).

Маша Кочеткова. Первая – про воду (в разном агрегатном состоянии :-). Очень чистая картинка из детского кино 70-х (типа “Снегурочки”). Помните, с обратной съемкой, когда снег взлетает вверх и оседает на деревьях? Как-то так. Мелодия не запомнилась. Вторая – “Фемида”. Идеальная ритмика-мелодика покачивающихся весов с самой первой строчки “в левой руке груз [пауза – проход через точку равновесия] – в правой руке груз [перевес на другую сторону]”. Филигранное сочетание стеба, самоиронии и горечи (“вправо меня поведет – или влево, как всех прогрессивных женщин”). Мелодию напою без проблем.

Елена Максимова. 1. “Я странствующий философ”. “…а я объясняю ветру куда и зачем он дует”. 2. “Который день, который век”. “… кто наши промахи запомнил – он все равно бы нас не понял, не пожалел и не простил”. Обе мелодии могу напеть без напряга.

Сергей Стрельников (в финал не вышел, слышал на питерском туре). Абсолютно примитивные (зато нефальшивые) песни-настроения. На приезд лирической героини (“Когда приедет Белка”, все сразу станет здорово). Мелодию могу приблизительно-фрагментарно напеть. И “Весенние глупости” (близкая, вобщем-то, с чуть менее примитивной рифмовкой – весна, и голова идет кругом). Мелодию не помню. Обе вещи – песни, в том смысле, что уж точно не стихи. На грани акынских напевов, практичеcки. Но задача передачи настроения – решена. По мне, автор смотрелся очень неплохо на фоне множества песен, раздавленных “приматом текста”. Кто-то из жюри первого тура объяснил мне, что они у Сергея “слишком личные”, потому в финальный концерт не годятся. Хмм…

Дальше идут авторы одной запомненной песни.

Петр Термен. Помню, что первая была на Мандельштама. Ни мотива, ни стихотворения вспомнить не могу. Хоть уверен, что любой текст Мандельштама сильнее убогого евтушенкообразного Одена, на которого написана вторая песня (“Блюз беженцев”). Подозреваю также, что и мелодия второй песни примитивна с музыкальной точки зрения. Как из сочетания такого стиха и такой мелодии получается пронзительная и отлично запоминающаяся (более того, привязчивая) песня? Мистика, загадка, волшебство…

Маша Гескина. “Я не родилась под созвездием гончих”. Нравится, могу спеть, но слышал раньше, поэтому в мою игру не входит. О чем была вторая – не могу вспомнить даже приблизительно.

Ольга Мельникова. “Возвращение на Родину”. Самое точное попадание в настроение на весь концерт, очень визуальная вещь (дождь за окном маршрутки, вагон метро итп). Цитаты не осели, мелодию не запомнил.

Виктория Сумина, посвящение Бродскому. “Я пишу тебе в твой 20й” – все время спотыкался, что это про век, а не про год. Тут поколенческий барьер, не иначе. Текст компактен (особенно по сравнению с безразмерной – это все, что запомнилось - первой). Местами компактен прямо как поэзия: “на короткий, но все-таки миг” – очень хорошо. Мелодия – почти не запомнилаcь.

Александр Лобановский, “Ангелы”. Крылья под свитером, точный прогноз погоды, плавное такое взаимопроникновение миров. Очень кинематографичная вещь. Мелодия не отложилась.

Владимир Быков, “Чукотская”. Тоже визуальная. Чум, гитара, собака, обучение аккордам, спокойный уют. Мелодию помню, но несколько смутно.

Сева Колюбакин. Запомнилась одна из песен, тем, что все время думал, из какого же Щербакова взята музыка. Вроде угадал - “века плывут, подобно китам”. Может, тут и надо 4-5 прослушиваний, не знаю. Но первые две итерации (на питерском туре и в финале) вызвали острое желание премировать автора березовым веником. Потому что я точно знаю, что он может: те песни, которые Севыч привозил в Москву на ЦАПовскую мастерскую пару лет назад, помню до сих пор. Может, это нынче у него круг такой, наращивание мышц, а потом они в дело пойдут. Или у нас “эстетические программы” (вот сказал-то) разошлись. В любом случае, мне этот автор интересен.

И напоследок повторю, что память - штука сложная, и осталось желание послушать почти все. Сейчас вот всплыла песенка про какой-то полет в крымское лето (Григорий Войнер?), может еще что-то есть не "моментального действия"...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments